Предметно-развивающая среда в ДОУ


В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность   его    качества.    Необходимым    условием    эффективного решения      проблемы      современного      качественного      дошкольного образования, является реализация комплексных мер. Одним из важных аспектов является создание развивающей среды в  ДОУ.
   
      По концепции С.Л. Новоселовой: "Развивающая предметная среда -это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка ".
    
     Любая развивающая среда состоит из множества элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.
Для успешного и качественного решения задач воспитания и образования в ДОУ созданы определенные условия, и, прежде всего, система всего педагогического процесса.
В ДОУ создана прекрасная развивающая среда для различных видов детской деятельности. И главным условием при ее организации мы ставили педагогическую поддержку различных видов детской деятельности.
Педагог детского сада - специалист широкого профиля. По отношению к своим воспитанникам он является носителем родной культуры, языка, являет детям образ человека культурного, образованного, деятельного, владеющего опытом в разнообразных видах деятельности. Основная задача педагогической работы - это передача детям культурного, исторического опыта, накопленного в течение многих поколений и воплощенного в разнообразной человеческой деятельности. Огромные возможности для передачи и усвоения такого опыта заложены в игре.
Все чаще в детском саду можно заметить, что дети не умеют играть. Действия детей с игрушками хаотичны, бесконечно повторяются в различных комбинациях, без связи и логической последовательности. Для развития детской игровой деятельности в программу 1 и 2 младших групп включены игры-занятия с куклами, сюжетно-образными игрушками, по конструированию, с элементами драматизации и экспериментирования.
Каждая игра в ее модифицированных вариантах неоднократно повторяется: то с одним, то с несколькими детьми. Используемые в играх-занятиях игрушки предлагаются для самостоятельной игры детей. Воспитатель поощряет играющих детей, предлагает новые игрушки или предметы-заместители для развития сюжетной линии, обогащения игровых действий.
В старших группах для детских игр задействовано пространство не только групповых, но и спальных комнат. Теперь у детей есть возможность сохранять постройки и игровые уголки, созданные самими детьми, для того, чтобы продолжить игру столько времени, сколько им необходимо.
      Детские постройки, выполненные на занятиях включаются в сюжеты игр. Постройки, объединенные одной темой, располагаются на невысоких подиумах и служат прекрасной средой для режиссерских игр детей. Замечательно то, что в обновлении этих игровых пространств, а значит и в создании новых сюжетов, участвуют сами дети, которые активно используют имеющиеся в группе предметы-заместители и сюжетные игрушки.
       В воспитании у детей потребности в художественном слове, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса, помогает педагогам библиотека. Здесь проводятся занятия по ознакомлению с художественной литературой, литературные вечера, досуги, викторины. Дети могут взять понравившуюся книгу на некоторое время домой, рассмотреть ее, прочитать вместе с родителями. В библиотеке есть небольшое возвышение, на котором, как на сцене, ребенок может прочитать понравившееся стихотворение, изобразить героя или сценку из литературного произведения.
Воспитатели активно пользуются библиотекой при выборе книг для чтения детям, оформлении книжных уголков в группах, подборе иллюстраций к занятиям.
Отдельный уголок библиотеки отведен для детской театрализованной деятельности. В нем находятся разные виды театров: настольный, пальчиковый, плоскостной, театр би-ба-бо, театр игрушек. Играя в театр, наши воспитанники учатся воплощать свои творческие замыслы, находить и выбирать выразительные средства показа спектакля, они одновременно и режиссеры, и актеры своих спектаклей. Постепенно дети приближаются к той грани, которая отделяет игру от художественной деятельности. Так детские спектакли становятся более продуманными, спланированными, выразительными, обращенными к зрителю. Зрителями в нашем театре охотно бывают как малыши, так и сверстники детей, показывающих спектакли. Причем последние не только внимательно смотрят спектакли, но и могут вовремя дать совет, подсказать интересную режиссерскую идею или прием показа, который сделает спектакль живее и интереснее.
С большим вниманием относимся мы к созданию в детском саду условий для самостоятельных видов детской деятельности. В распорядке дня чуть ли ни поминутно просчитано свободное от организованной деятельности, личное время ребенка. Детям предоставлена возможность использовать в самостоятельной деятельности различные предметы, материалы и оборудование, обеспечен их выбор и доступность. В группах дети могут по желанию лепить, рисовать, рассматривать иллюстрации в книгах, устраивать спектакли.
Особую задачу для педагогов представляет поддержка детских творческих игр. Воспитатели внимательно изучают игровые предпочтения детей, интересы, взаимоотношения детей друг с другом в играх. Они готовы предложить заскучавшему ребенку интересную игру, помочь ему обрести партнеров, подобрать интересующие его игрушки или их заместители, изготовить необходимый для игры предмет.
В детском саду созданы необходимые условия для полноценной реализации потребности детей в активном познании окружающего мира, возможности исследовать и экспериментировать, осваивать через свободную творческую игру информацию, полученную на занятиях.
Особой гордостью детского сада является спортигротека, в котором имеется два вида батутов, сухой бассейн, беговая дорожка, мячи-прыгуны.

1 комментарий:

  1. Валентина Алексеевна, Вы так хорошо написали о своём садике и педагогах - не хватает только фотографий.

    ОтветитьУдалить